Спасение гривны может поднять ставки кредитов и депозитов
Нацбанк и Минфин снизили остатки на корсчетах украинских банков до 12 млрд гривен для поддержания стабильности нацвалюты и низкого уровня инфляции.
По состоянию на утро пятницы остатки на корреспондентских и транзитных счетах банков составили 12,17 млрд грн, уменьшившись за сутки на 726 млн грн, а с максимума, который был отмечен 17 августа,– на 6,53 млрд грн. Это уже второе значительное снижение в этом месяце: 8 августа остатки на корсчетах упали до 11,92 млрд грн. Тогда дефицит гривны молниеносно сказался на ее валютном курсе: 9 августа гривна укрепилась, согласно валютному индикатору, до 7,977/7,984 грн/$. Но уже 11 августа индикатор вернулся к 7,995/8,013 грн/$, – пишет Коммерсантъ.
Такой низкой свободная ликвидность банковской системы не была с 2006 года. Недостаток денег проявился в росте ставок на кредиты овернайт. 9 августа стоимость гривневого ресурса подскочила до 11% годовых, вскоре опустившись до 2,7%. Но уже в четверг ставки опять возросли – до 9,5% (в среднем до 10%).
Недостаток ликвидности банкиры объясняют ее изъятием Нацбанком и Минфином. «Борьба с лишней гривной направлена на, чтобы она не пошла на покупку валюты, и курс был стабильным,– отметил директор казначейства одного из крупнейших банков.– Правительство тоже держит деньги, чтобы они не влияли на рост инфляции. А с 19 августа пошли активные проплаты за акцизы и НДС». С начала лета регулятор принял несколько постановлений, увеличивающих резервирование пассивов до 13,6 млрд грн, из которых 10,5 млрд грн заблокировано на отдельном спецсчете в НБУ. Кроме того, по словам первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, на 1 августа правительство сконцентрировало на едином казначейском счете в НБУ 34,1 млрд грн. Но из этой суммы гривневая масса составила только 8,2 млрд грн, остальное – эквивалент валютных средств, привлеченных на внешнем рынке. К тому же в июле Минфин свел госбюджет с профицитом в 1,8 млрд грн, тогда как в I полугодии дефицит казны составлял 10,4 млрд грн. Излишки средств Минфин удерживал на едином казначейском счете, не допуская их в банковскую систему. «На ситуацию еще мог повлиять перевод выручки некоторыми компаниями в „тень“, что болезненно сказалось на остатках в банках»,– считает советник председателя правления Кредобанка Руслан Гриценко.
Нехватка свободных средств у банков бумерангом бьет по Минфину, который не может продать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) по низким ставкам. Провалом завершились уже три аукциона. Последний раз Минфину удалось продать ОВГЗ 2 августа, получив 42 млн грн из запланированных 562 млн грн.
Банкиры возмущены таким низким уровнем ликвидности. «Зато курс стабильный,– иронизирует зампред правления крупного банка с иностранным капиталом.– К сожалению, скоро все будут вынуждены признать, что высокие ставки – это хуже стабильного курса гривны». Финансисты не сомневаются в подорожании ресурсов. «Если в систему в ближайшие дни не придет хотя бы 2 млрд грн, скоро мы увидим овернайт под 20%»,– считает казначей одного из крупнейших банков.
Однако





Экономическое развитие Украины
При этом на динамику и перспективы развития отечественной экономики продолжают оказывать давление традиционные риски:
- зависимость динамики развития реального сектора от конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках, а также от колебаний спроса на продукцию отечественного экспорта;
- рост объема госдолга и расходов по его обслуживанию при сохранении необходимости в новых заимствованиях с целью обеспечения достаточного уровня ликвидности госбюджета и погашения уже сделанных заимствований;
- государственного бюджета текущих первоочередных расходов, не подлежащих сокращению, а также расходов по финансированию опосредованного бюджетного дефицита (дефицит Пенсионного фонда и компенсации НАК «Нефтегаз Украины» разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализации);
- отрицательное сальдо торгового баланса, оказывающее давление и показатели внешней ликвидности, что вероятно, приведет к дальнейшему наращиванию валового внешнего долга;
- высокая чувствительность банковской системы Украины к системным и индивидуальным рискам, что сдерживает восстановление банковского рынка.
ГОСБЮДЖЕТ
В I полугодии 2011 года в Государственный бюджет поступило 139,4 млрд. грн. доходов, на 24,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Увеличение доходов по итогам
Постепенное восстановление реального сектора экономики в первой половине текущего года повлияло на увеличение налоговых поступлений, что положительно отразилось на сбалансированности показателей Государственного бюджета. Так, в первой половине 2011 года дефицит бюджета уменьшился на 16,1 млрд. грн., по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. В июне произошло увеличение прямого государственного долга (до 360,8 млрд. грн. на 30.06. 2011 гбез учета курсовых разниц). Основной причиной роста стал выпуск еврооблигаций, в то же время гарантированный долг остался на уровне предыдущего месяца.
По итогам І половины 2011 года уровень государственного долга в Украине достаточно высок, учитывая необходимость погашения в декабре текущего года сразу двух заимствований (еврооблигации на сумму 0,6 млрд. USD и кредит ВТБ объемом 2 млрд. USD). Учитывая, что правительство имеет возможность пролонгировать кредит ВТБ еще на полгода, такая долговая нагрузка может быть оценена как умеренная.
Решение о предоставлении очередного транша кредита МВФ в рамках программы
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
По итогам І полугодия 2011 года отечественный промышленный комплекс увеличил объемы производства на 8,7% по сравнению
Снижение объемов производства отчасти связано с сезонным фактором. В летние месяцы наблюдается традиционный сезонный спад деловой активности на мировом рынке, что в свою очередь приводит к снижению цен на производимую продукцию.
По результатам І полугодия 2011 года объем оборота розничной торговли в Украине увеличился на 15,2% по сравнению с І полугодием 2010 года
СТРОИТЕЛЬСТВО
По итогам І полугодия 2011 года отечественная строительная отрасль продемонстрировала рост объемов выполненных строительных работ на уровне 114,5% по сравнению с І полугодием 2010 года (по итогам
Прирост объемов строительных работ преимущественно был обеспечен предприятиями, задействованными в новом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении, удельный вес которых в общем объеме выполненных строительных работ составил около 80%. В региональной структуре наибольшие объемы строительных работ традиционно приходятся на Киев (23,7% от общего объема выполненных работ), Донецкую (13,2%) и Днепропетровскую (7,5%) области. Увеличение объемов строительных работ в І полугодии 2011 года было во многом обусловлено низкой сравнительной базой
Следует отметить, что на протяжении І полугодия 2011 года украинским правительством был предпринят ряд мер, направленных на стимулирование строительной отрасли (КМУ упростил процедуру утверждения проектной документации в части отмены обязательной экспертизы проектов строительства І -ІІІ категории сложности, а также утвердил порядок принятия в эксплуатацию и внесения платы за выдачу сертификатов соответствия построенных объектов). Кроме того, позитивно на ситуацию в отрасли может повлиять возможное возобновление в текущем году рефинансирования через Государственное ипотечное учреждение Украины ипотечных кредитов на вторичном рынке под ставку 11% годовых, что может привести к незначительному снижению среднего уровня процентных ставок, которые на сегодня предлагают кредитующие банки.
По мнению агентства, состояние строительной отрасли Украины будет во многом зависеть от наличия платежеспособного спроса со стороны населения, степени доступности программ банковского ипотечного кредитования, а также кредитования застройщиков, наличия бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, готовности девелоперов к снижению стоимости предлагаемой недвижимости, а также восстановления деловой активности потенциальных арендаторов и покупателей коммерческой недвижимости.





ЕВРО-2012 – стимул экономического подъема в Украине
Кабинет министров обеспечит проведение ЕВРО-2012 на высшем уровне
- 2010 год стал переломным в вопросе проведения ЕВРО-2012 в четырех городах Украины – Киеве, Львове, Донецке и Харькове. Все помнят, что еще по состоянию на начало 2010 года ситуация с подготовкой к европейскому чемпионату по футболу была плачевной – графики строительства стадионов, аэропортов, дорог были безнадежно сорваны, финансирование заморожено. Все шло к тому, что необходимую инфраструктуру просто не успели бы построить в срок. УЕФА предупреждало о возможном отказе проводить матчи в украинских городах
из-за полной неготовности объектов. Лишь чудо могло спасти Украину от позора, и этим чудом стала смена власти. - Команда В. Януковича доказала, что Украина сможет провести мероприятие подобного масштаба на самом высшем уровне. Грамотное управление проектом, введение персональной ответственности, создание условий для частных инвестиций – эти меры исключили малейшую неуверенность в успехе.
- Сразу же после завершения назначений, Правительство Н. Азарова кардинально изменило позицию власти к подготовке к ЕВРО-2012. Первым делом, Кабинет министров ввел должность
вице-премьера, который отвечает за проведение чемпионата. Из пассивного наблюдателя государство превратилось в главного управляющего процессом. Власть стала грамотным администратором и добросовестным финансистом строительства необходимой инфраструктуры. - По решению Кабинета министров была усовершенствована система управления реконструкцией НСК «Олимпийский», определены ответственные за подготовку заместители председателей областных государственных администраций. Уже летом 2010 года президент УЕФА Мишель Платини в ходе ознакомления с ходом подготовки к чемпионату в Харькове выразил удовлетворение работой Правительства.
- «В отличие от начала года, сегодня нет не единого риска относительно своевременного проведения в Украине чемпионата Европы 2012 года по футболу. Все объекты, которые находились в так называемой «красной зоне», вернулись в графики. Ни в УЕФА, ни в украинском правительстве не видят ни одного серьезного риска, который мог бы поставить под сомнение не то, что турнир, а хотя бы наименьшую его составляющую», – заявил в декабре 2010 года
вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Борис Колесников. - «Украина достигла существенного прогресса и вернулась в утвержденный график подготовки», – констатировал президент ФИФА Йозеф Блаттер в ходе телефонного разговора с Президентом Украины 24 декабря 2010 года.
Современная инфраструктура – новое качество жизни в Украине
- Украина отстояла право на проведение ЕВРО-2012, и это укрепило международный имидж нашего государства. Но главная польза в том, что необходимость качественной организации чемпионата оказала серьезный толчок для развития инфраструктуры. Украина длительное время проедала то, что было создано десятилетия назад, не вкладывая существенные средства в строительство автомобильных и железнодорожных дорог, электросетей, аэропортов, обновление подвижного состава. Еврочемпионат стал отправной точкой для всеобщей модернизации. Власть не только смогла изыскать средства в госбюджете, но и привлекла значительные частные инвестиции.
- В 2010 году на подготовку к проведению еврочемпионата было потрачено около 50 млрд грн, половину из них выделил госбюджет. В 2011 году, как ожидается, сумма вложений увеличится на 10 млрд грн.
- Спортивные объекты. В Украине уже появился суперсовременный стадион, а вскоре к нему прибавится еще несколько. Так, за средства госбюджета ведется строительство НСК «Олимпийский» в Киеве, строительство стадиона во Львове. А стадион
«Донбасс-Аренда» был построен в2008–2009 гг. за счет частных инвестиций футбольного клуба «Шахтер». Спортивный комплекс «Металлист» в Харькове был реконструирован за счет средств местного и государственного бюджета, а также частных вложений. Все эти объекты будут использоваться и после завершения еврочемпионата, а это – сохранение рабочих мест и регулярные отчисления в бюджет. - Развитие спорта. В ходе подготовки к чемпионату был построен ряд новых тренировочных баз, а также реконструированы действующие. Это касается не только центров при крупных футбольных клубах, обновление произошло и на многочисленных небольших площадках и базах при различных вузах и ведомствах, на коммунальных стадионах. Таким образом, государство способствовало развитию спорта и продвижению здорового способа жизни в Украине.
- Аэропорты. Аэропорт «Борисполь» (Киев) в ходе реконструкции превратился в современный объект международного уровня – был реконструирован терминал «В», строится новый терминал D и многоуровневый паркинг. Сотни миллионов гривен вложены в реконструкцию аэропорта «Жуляны» (Киев), а также международного аэропорта «Львов». Свыше 1 млрд грн капитальных инвестиций получил харьковский аэропорт, более 4 млрд грн – аэропорт в Донецке. Эти объекты, построенные по современным технологиям, будут долго служить Украине и приносить доходы в бюджет.
- Автодороги. На строительство и ремонт автомобильных дорог в
2008–2010 гг. было направлено около 15 млрд грн, большую часть их них выделил госбюджет. Завершается капитальный ремонт трасс международного значенияКиев-Чоп, Киев-Одесса, Киев-Ковель-Ягодин, Киев-Рава Русская, а также реконструкция автодорогЛьвов-Киев, Киев-Харьков, Киев-Донецк. К концу октября было заложено строительство новой автодорогиЛьвов-Краковец длиной 84 км. После окончания строительства этого участка и реконструкции дорогЛьвов-Ровно и Житомир-Киев Украина присоединится к международному автомобильному маршрутуКиев-Львов-Краковец-Краков-Вроцлав-Дрезден-Берлин. По нему из Киева до Берлина можно будет добраться на авто чуть более, чем за 12 часов. Таким образом, к 2012 году Украина сможет гордиться наличием разветвленной сети современных автодорог, обеспечивающих комфортное и безопасное передвижение. - Общественный транспорт. На обновление парков трамвайных и троллейбусных вагонов четырех украинских городов в
2008–2011 гг направляется около 1,5 млрд грн. Большая часть из запланированных 500 единиц подвижного состава уже закуплена. - Человеческий фактор. На обеспечение подготовки и переподготовки стюардов, волонтеров, работников сферы обслуживание, медработников и работников правоохранительных органов из бюджета планируется направить несколько десятков миллионов гривень. За эти средства в первую очередь нужно повысить уровень знаний английского языка и культуры общения. Зарубежные туристы должны чувствовать себя в Украине как дома, не испытывая проблем с коммуникацией. Преобразования также коснутся систем поддержания правопорядка, предоставления медицинских услуг, реагирования на чрезвычайные ситуации.
- Влияние ЕВРО-2012 на экономику Украины сложно переоценить. Практически нет отрасли экономики или сферы общественной жизни, в которых не произойдет изменений к лучшему в связи с подготовкой к проведению чемпионату. Отстраиваются гостиницы, ведется прокладка и ремонт линий электропередач, подстанций, модернизируются поезда и реконструируются железные дороги, рассматривается возможность введения скоростных поездов
Киев-Львов и Киев-Донецк. Украина встретит еврочемпионат с европейским качеством жизни.




