Когда появилась пенсия
В это трудно поверить, но идея всеобщего государственного обеспечения по старости (пенсий) возникла, по историческим меркам, вчера.
Впервые идею обеспечения пенсий реализовал в 1889 году германский канцлер Отто фон Бисмарк, известный знаменитой фразой: «Силу революциям придают не крайние требования меньшинства, а неудовлетворенные законные чаяния большинства». Современники говорили в связи с этим о «прусском социализме».
Прежде того мир жил по законам социального дарвинизма. Мысль о том, что каждый имеет право на уверенность в завтрашнем дне, на обеспеченную старость – пенсию по старости, что государство обязано заботиться о гражданах, показалось бы людям странной. Впрочем, граждан тогда тоже не было. Были подданные.
Если человек не имел состояния, заботиться о нем в старости должны были дети или церковная благотворительность.
В России существовала поговорка: «Первый сын Богу, второй – царю, третий – себе на пропитание».
В фольклоре многих народов имеется похожий сюжет: бессердечные люди кормят стариков из свиного корыта, их маленький сын начинает
У всего на свете есть хорошие и плохие стороны. По мнению многих, развитие социального обеспечения снизило рождаемость и ослабило семейные узы.
По королевскому указу
Разумеется, пенсии назначали и до Бисмарка. Но делалось это на основе принципов, не имевших ничего общего с современными представлениями о социальной справедливости. Пенсии рассматривались не как обязанность государства, а как монаршая милость, доставались немногим, причем, как правило, тем, кто и без того не бедствовал.
Впервые слово «пенсия» (от латинского pension – «выплата»)
появилось в документах Парижской счетной палаты в царствование Людовика XI во второй половине XV века и означало суммы, ежегодно перечислявшиеся первому камергеру английского короля Эдуарда IV Уильяму Гастингсу и другим лондонским сановникам. В наши дни подобные «пенсии» именовали бы взятками.
По имеющимся данным, канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев получал «пенсию» от британского кабинета, а Талейран – от русского царя Александра I.
Возраст при назначении королевских пенсий не играл никакой роли. Например, Людовик XIV пожаловал пенсию в две тысячи ливров в год молодой вдове поэта Скаррона, которая стала впоследствии королевской фавориткой и вошла в историю под именем маркизы де Ментенон. При баварском короле Людвиге I "пенсионеркой" стала его возлюбленная Лола Монтес, запомнившаяся бюргерам тем, что расхаживала по Мюнхену с сигарой в зубах. Елизавета Петровна назначила пенсию в 15 тысяч рублей в год матери будущей Екатерины II Иоганне-Елизавете Ангальт-Цербстской.
Небывалый размах приобрела выплата пенсий при Людовике XIV, одним из прозвищ которого было
Разумеется, пенсии давали не только королевским любовницам и карточным партнерам, но и людям дельным. Например, Людовик XV отметил таким образом заслуги перед Францией знаменитого разведчика шевалье д'Эона, прославившегося тем, что самые трудные миссии он выполнял в женском платье. Он получил достойную пенсию.
Постепенно число получателей пенсий росло, а правила их назначения пенсий упорядочивались. Неизменным оставался главный принцип: право на пенсию давала только служба трону, прежде всего, военная за которую полагалась военная пенсия.
Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности.
Не получится сделать лучше одну только пенсионную систему, не затронув при этом налогообложение, трудовое законодательство и т. Пока что эту комплексность в планах правительства замечают не все.
По большому счету, предложенный законопроект – это косметика,
В Украине насчитывается 13,7 млн пенсионеров, мы, при всем уважении, относимся к ним как к потребителям товаров и услуг. Они должны иметь высокий доход, в первую очередь для расширения внутреннего рынка. Однако, чтобы доход увеличился в будущем, нужно пересмотреть его уже сейчас.
Как вариант можно пополнить Пенсионный фонд доходами от повышения пенсионного возраста и урезать спецпенсии. В стране 4 тыс. 10 тыс. При сокращении максимальной пенсии получим экономию около 1 млрд грн в год, – подсчитывает академик НАН Украины, директор Института экономики и прогнозирования Валерий Геец. А дефицит Пенсионного фонда – 60 млрд. Где взять еще 59 млрд?
Есть один ресурс – зарплата в конвертах. Но его нужно использовать не для того, чтобы поднять пенсии, а для того, чтобы «подтянуть» уровень жизни. В то же время сейчас около 120 тыс. Есть экономические причины тенизации зарплаты, – говорит А. Мирошниченко. Сейчас официальными плательщиками налогов являются 14 млн человек – при том, что экономически активного населения в Украине около 20 млн.
Где эти 6 млн? Почему работодатель не заинтересован в официальной занятости? Потому, что некоторые позиции Трудового кодекса нужно упростить. Процесс выхода и ухода с рынка труда очень бюрократизирован. Нужно упростить процедуры увольнения и принятия на работу, учет рабочего времени. Но даже официальная зарплата в Украине сейчас не соответствует реальной стоимости рабочей силы. В советские времена в себестоимости товара 16-18% составляла зарплата.
Сегодня – 8-9%, а в селе – 3-4%, – отмечает В. Олейник. Чтобы пенсия после реформы соответствовала мировым стандартам и реальным нуждам людей, есте- ственно, нужно повысить и зарплату, причем в ближайшее время.
Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности.
Необходимое решение Правительство твердо намерено в этом году приступить к реформе. Нас не может удовлетворить тот уровень пенсионного обеспечения, который существует в стране, сложившись за годы независимости, – говорит А. Стоян. Цифры всем известны: 65% наших пенсионеров получают пенсию меньше 1 тыс. 2,5 млн получают минимальную пенсию (750 грн), а средняя пенсия составляет 1151 грн. Мы говорим, что главная действующая пенсионная модель – солидарная.
То есть когда все платят в общий «котел», и из этого же «котла» пенсию потом и получают. Но одна категория получает пенсию в размере 80-90% от зарплаты, остальные «смертные» получают максимум 40-50%. Почему при солидарной системе такая несправедливость? Это мы и хотим поправить. Сегодня для того чтобы выдавать пенсии из госбюджета, ежегодно нужно выделять 60 млрд грн. При этом Пенсионный фонд составляет 200 млрд грн. Этих денег не хватает, чтобы обеспечить пенсиями 13,8 млн человек. 50 млрд государство перечисляет из госбюджета, а это значит, что мы не можем поднять зарплату учителям, врачам и т. Эксперты сошлись во мнении, что пенсионная реформа необходима. Целью реформы должно быть не сокращение дефицита Пенсионного фонда, а материальная заинтересованность работника и пенсионера. От Кабмина и депутатов люди ждут справедливо-сти. Размер пенсии после реформы не должен быть меньше, чем до нее.
ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ РЕФОРМАТОРАМ. Владимир Олейник: – Сейчас очень низкий уровень информирования населения. Например, мало кто знает о законе 2004 года «О негосударственном пенсионном обеспечении». Сегодня негосударственных пенсионных фондов 107. Хотя они и небольшие, но показали неплохую активность.
Если параллельно не работают социальные лифты, которые на протяжении жизни позволяют свободно двигаться снизу вверх и повышать уровень жизни, пенсионная реформа ничего не решит. Ее нельзя откладывать, иначе мы сформируем долговую ловушку для страны. Таким образом, страна утратит свою самостоятельность. Нужно увеличивать пенсионный возраст не каждые полгода, а действовать еще стремительнее. Я осознаю социальные последствия этого, но как экономист считаю, что действовать необходимо.
Александр Стоян: – Правительство и президент видят, что пенсионная реформа должна иметь комплексный подход, который дает: увеличение пенсий нынешним пенсионерам; заинтересованность в более позднем выходе на пенсию; создание прозрачной и действенной системы в сочетании с солидарной и накопительной моделью, с тем, чтобы впоследствии дать возможность работать негосударственным фондам и страховым компаниям.
Максим Борода: – Пенсионную реформу можно сделать популярной. Люди должны быть материально заинтересованы работать как можно дольше, оставаться экономически активными. Тогда не возникнет вопроса о том, что реформа – это вынужденное политическое решение. Я понимаю Пенсионный фонд как некие супердепозиты, которые имеют суперзащиту государства и супердоходную ликвидность. Не понимаю, почему за долгие годы мы к этому не пришли.
Отчисленные деньги могли быть вложены в доходные международные и внутренние программы.